Может ли бизнес быть инструментом Божьего спасения? (Сергей Строков)

92
МОЖЕТ ЛИ БИЗНЕС БЫТЬ ИНСТРУМЕНТОМ БОЖЬЕГО СПАСЕНИЯ?

Странный заголовок? Не спешите с выводами. Бесспорно, столетиями складывалось убеждение, что христианство ориентированно на бедняков. Более того, существует представление, что истинно верующий должен отречься от имущества, богатства и желания заработать. Но тем не менее, бизнес и христианство имеют немало общего.

Предлагаю разобраться в вопросе и отделить мух от котлет. Но начнем с самого главного в учении Иисуса — со спасения. Если разберемся с главным, будет проще понимать частное. Что же это такое — спасение?

Спасение, с одной стороны, можно осмыслять как «юридический» акт нашего оправдания. Слово «юридический» хоть и взято в кавычки, но очень уместно для иллюстрации одной из граней спасения. Новый завет учит, что все люди грешники по своей падшей природе, но есть хорошая новость (по гречески — Евангелие): Бог оправдывает нас из-за того, что наше наказание понес другой — Иисус на кресте. В этом, собственно и спасение — если Бог тебя не посылает в ад — ты спасен. Это очень упрощённое объяснение, но к сожалению в понимании многих христиан спасение не уходит далеко от этой концепции. Многим она кажется полной и достаточной, но это не совсем так.

Спасение это не только юридический факт, но так же и практическое действие, процесс. Спасение предполагает преображение. Если Бог спас, то Он преображает, поскольку спасаясь мы не только избегаем наказания за грех, но прежде всего спасаемся от его разрушительного действия.

Апостол Павел пишет:

«Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Юридический, правовой аспект нашего спасения вступает в силу как и любой документ моментально. Как только человек принимает Христа спасителем — он моментально оправдан. И в этом смысле он спасен. Но преображение или, как сказал апостол, «облачение в нового человека созданного по Богу» не случается мгновенно. Это процесс длиною в жизнь.

Что же происходит в жизни спасённого или как ещё иногда говорят спасаемого?

В жизни такого человека происходит многогранная внутренняя работа, которую Бог ведёт с помощью различных инструментов, в числе которых в контексте обозначенной темы хочу выделить труд, дисциплину, воздержание, и т.п.

Если мы продолжим читать апостола Павла, а приведенный выше текст содержится в послании к церкви города Ефеса, то увидим мысль о преображении. Он приводя примеры облачения в человека «по Богу» говорит: те, которые лгали, пусть говорят правду, те, кто воровал, пусть начинают зарабатывать собственным трудом.

Несомненно, христианское учение уделяет особое внимание моральным изменениям. Но будет неверно ограничиться только их кругом, говоря о преображении.

С одинаковой степенью Бог желает спасти нас как от лжи, так и от тунеядства.

Говоря о бизнесе, я хочу сказать о той его составляющей, которую мы и переводим русским словом «дело». Именно делание дела, а не зарабатывание денег помогает человеку преображаться.

Известная притча Иисуса о талантах иллюстрирует обязательность этой составляющей нашего спасения, которую мы обозначили как преображение. Мысль этой притчи проста — Бог ожидает от нас определенных усилий, трудов, «употребление талантов в дело».

А ведь употребление талантов в дело это вполне себе экономическая история. Но в этой истории Иисуса больше волнует не то, сколько мы заработали, а то пустились ли мы в дело или так и остались в зоне ленивого и лукавого комфорта.

Апостол Павел так же говорит о «деле»:

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Разумеется, что Павел говорит не о бизнесе в том, его понимании, которое мы употребляем для дела зарабатывания денег. Он говорит о деле служения или как минимум преображения. Но дело служения Христу, дело преображения, как и дело бизнеса это практический труд. Это дисциплина. Это обучение, практика, экзамены.

Порой ошибочно считают, что Иисус отвергал всякую мысль о богатстве. Но это не совсем верно. Иисус клеймил служение Маммоне и противопоставлял его служению Богу, но при этом тот же Иисус сказал следующие слова: Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное?

Что значит быть верным в неправедном богатстве?

Это значит уметь это материальное богатство приумножать, при этом оставаться верным Богу и служить Ему, а не Маммоне. Как бы это не показалось невероятным, но Иисус фактически говорит о способности управлять мирским богатством, как о неком экзамене перед доверием управлять истинным.

А что такое истинное богатство, которое нам может быть вверено? Это служение Богу высшего звания, доверие десяти талантов, если хотите. Такое служение было у апостолов.

Но разве апостолы были бизнесменами?

Может они и не были великими предпринимателями, но уж точно они и не были лентяями. На момент призвания они были замечены в труде. Одни упорно ловили рыбу, другие чинили сети, Павел трудился на благо Синедриона и искоренял «назорейскую ересь», Матфей строил карьеру в фискальной системе.

Поэтому любой труд, который помогает человеку преображаться является инструментом, посредством которого Бог облекает его в образ новый. А если есть процесс облачения в образ «по Богу», то мы уже говорим о спасении.

Сергей Строков, служитель, блоггер и предприниматель, свято верующий в развитие христианского бизнеса

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here