Действительно ли вы верите в чудеса?

В 14-й главе Матфея мы читаем, что Иисус сел в лодку и «удалился оттуда в пустынное место», где Он мог побыть один. Он только что получил известие о том, что Иоанн Креститель был обезглавлен и погребён. Его настолько тронуло это известие, что Он почувствовал нужду уединиться в молитве.

И всё же, когда народ услышал, что Иисус удалился от них, «пошёл за Ним из городов пешком» (Матфея 14:13). Представьте: Христос поднимает глаза и видит, как отовсюду к Нему стекаются тысячи людей во всех возможных физических состояниях. Немощных несли к Нему на носилках или катили в самодельных колясках. Слепых и женщин проводили сквозь толпу, а хромые хромали на своих самодельных тростях и костылях. Все до одного горели желанием пробиться поближе к Нему, чтобы ощутить на себе исцеляющее прикосновение Того единственного человека, Который один мог сделать это.

Какой же была реакция Христа на это невероятное зрелище? «Выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (14:14). Если бы вы были там в тот день и наблюдали за всем происходящим со склона горы, вы бы, наверное, были удивлены теми событиями, которые разворачивались бы перед вашими глазами. Сухие руки укреплялись, хромые ноги выпрямлялись, неслышащие уши открывались, немые языки внезапно прорывались хвалою Богу.

Виденного и слышанного там было достаточно, чтобы испытать настоящее потрясение. И, однако же, это ещё было не всё: в конце этого невероятного дня, после всех тех чудес исцеления, что совершил Иисус, Он решил ещё и накормить толпу. Мы читаем, что там было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей, которые там присутствовали. И для того, чтобы накормить их всех, Иисус взял пять хлебов и две сушеные рыбки, помолился над ними и стал разламывать их на части, чтобы раздать людям.

Корзины одна за другой наполнялись быстро умножающейся пищей. И каким-то образом, когда ученики раздавали её дальше толпе народа, она продолжала умножаться в их руках, так что к концу этого массового кормления каждый человек в толпе наелся досыта, а ученики ещё принесли назад целых двенадцать корзин остатков.

Представьте себя на месте одного из толпы, которая была там в тот день.

Вот представьте себе, что вы только что были свидетелем того, как перед вашими глазами совершалось одно исцеление за другим, одно чудо за другим, одно невероятное, удивительнейшее событие за другим. Не считаете ли вы, что после такого чудесного дня, вы стояли бы на коленях и прославляли Бога? Не будете ли вы говорить себе после этого: «никогда больше я не буду сомневаться в исцеляющей и чудотворной силе Христа»?

Но затем, после всех этих чудес, вы видите чудесное насыщение более пяти тысяч человек одновременно. Исполненные благоговения и удивления, вы думаете: «то, что сотворил сегодня Господь, просто невероятно. Это так укрепило мою веру! Всё! С этих пор я буду стоять в вере непоколебимо».

Позднее, вечером того же дня вы видите, как Иисус «понуждает» Своих учеников сесть тихо в лодку, говоря им: «войдите в лодку и отправьтесь на другую сторону» (см.Матфея 14:22). Греческое слово, переведенное здесь как «понудить», означает «заставить путём уговоров, силы или убеждения». Иисус побуждал Его учеников строгим повелением: «братья, садитесь в лодку и сразу плывите на другой берег». Он собирался вскоре отпустить толпу и присоединиться к ученикам.

Однако всё это время Иисус читал мысли Своих учеников. Он знал, что они на самом деле не понимали, что происходило в тот день. Смысл этих чудес ещё не дошёл до их сердец и умов, и сомнения всё ещё мучили их. Когда они оттолкнулись от берега, Иисус, наверное, покачал головой в удивлении, огорчённый их всё ещё колеблющейся верой вопреки всему тому, что они увидели в тот день.

Что Иисус должен был сделать, чтобы привести Своих учеников к непоколебимой вере?

Может быть, Иисусу нужно было пойти по воде, чтобы пробудить веру у Своих учеников? Да, именно это Иисус и сделал. Разыгралась буря, лодку качало из стороны в сторону, и «пошёл к ним Иисус, идя по морю» (14:25).

Когда ученики увидели Его, они не могли поверить своим глазам. На самом деле они подумали, что это призрак. «Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались» (Марк 6:49-50). Но Иисус сказал им, чтобы они не боялись. «И вошёл к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились» (6:51).

Только сейчас мы видим, как в учениках пробуждается какое-то подобие веры: «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матфея 14:33). Когда мы читаем это, у нас вырывается вздох облегчения, и мы думаем: «ну наконец-то они поняли. Они верят в чудодейственную силу Иисуса. Наконец-то смысл этих чудес начинает доходить до их сознания, и основание веры начинает утверждаться в них. Теперь они уже готовы встретить любое испытание с непоколебимой верой».

Но это было не так. Евангелист Марк даёт нам понять, что это не было решающим моментом веры для них вообще: «И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Марк 6:51-52). Греческий эквивалент слова «окаменено» употребляется в отношении толстой, загрубелой кожи. Согласно написанному в Евангелии от Марка, ученики совершенно не поняли смысла тех хлебов и рыбок. Это очень существенное замечание, так как оно имеет прямое отношение к вере в Бога.

Не забывайте, это были люди, глубоко любившие Господа и с готовностью верившие, что Он может совершать чудеса для других. Для них было совершенно нетрудно поверить в то, что Иисус мог совершать чудеса для народа. Но они никак не могли поверить, что Христос будет совершать то же и для них. Когда у них возникла необходимость верить в то, что Он может творить чудеса для них во время их испытаний, обнаружилось, что им не хватало чего-то важного.

Можно говорить: «я верю, что Бог может совершать невозможное», и при этом оставаться настолько «толстокожим», что Господь не сможет проникнуть внутрь.

Мы можем стать настолько нечувствительными в результате сомнений, что просто перестанем чувствовать истину. К примеру, годы испытаний, страхов, сомнений, нарастающих как снежный ком разочарований могут сделать своё дело, – мы можем стать эмоционально нечувствительными, огрубелыми.

В 15-й главе Матфея мы читаем ещё об одном собрании множества народа, когда многие тоже были чудесным образом исцелены и накормлены. На этот раз толпа насчитывала четыре тысячи человек, не считая женщин и детей. И опять Иисус творил чудеса исцеления, а затем чудесным образом накормил толпу всего семью хлебами и несколькими рыбками. Каждый наелся досыта, и ещё ученики принесли назад семь полных корзин остатков.

Когда день клонился к вечеру, Иисус опять сел в лодку со своими учениками, но на этот раз отправился в пределы Магдалинские. По пути ученики начали укорять друг друга, спрашивая один другого: «кто забыл взять хлеб?» Очевидно, в лодке у них была всего одна буханка хлеба (см.Марка 8:14). Вы только представьте: Пётр, Иаков, Иоанн и другие беспокоились о хлебе, и это после того, как они были свидетелями недавнего величайшего в истории кормления хлебом!

Когда Иисус услышал, о чём они говорят, Он был сильно возмущён. Он укорил их: «Ещё ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Как не разумеете…?» (Матфея 16:9-11).

Затем Он спросил: «Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?» (Марк 8:19-21).

Другими слоовами, Иисус говорил: «Как такое может быть? Я пытаюсь заложить в вас основание веры. Как такое может быть, что все эти чудеса не доходят до ваших умов?»

Я спрашиваю вас: почему Иисус связал здесь скудную, колеблющуюся веру учеников с чудесами умножения хлебов и рыбок? Почему Он связал все их сомнения и черствость сердца с непониманием сути этих невероятных событий кормления? Почему бы Ему просто не напомнить им о сотворённом Им чуде превращения воды в вино? Или, например, о том прокажённом, который мгновенно был очищен Им? Или о том расслабленном, прикованном к постели человеке, который был спущен к Нему через крышу, исцелён Им, после чего он тут же взял постель свою и пошёл? Или о тех нечистых духах, которые, увидев Иисуса, пали пред Ним, вскричав: «Ты – Сын Божий»?

Все эти невероятные события произошли до того, как Христос накормил толпу. И всё же Иисус дважды напоминает ученикам об этих чудесах. Почему?

Давайте вернёмся к насыщению четырёх тысяч, чтобы попытаться понять его духовный смысл.

«Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Матфея 15:32).

Я думаю, здесь Христос даёт что-то понять Своим ученикам. Этим Он, по сути, говорил: “Я собираюсь сделать для этих людей нечто большее, чем просто исцелить их. Я сделаю так, что у них будет достаточно хлеба, чтобы они насытились. Меня беспокоит всё, что касается их жизни. Вы должны узнать, что Я есть больше, чем просто власть и сила. Я есть также и сострадание. Если вы будете знать Меня только как целителя, великого чудотворца, то вы будете Меня бояться. Но если вы узнаете Меня ещё и как всесострадающего, вы полюбите Меня и будете доверять Мне.

Я только что показал вам на примере насыщения 5.000 и 4.000, что Я забочусь о Своём народе. Вы, друзья, являетесь столпами Моей церкви, однако ваши сердца всё ещё черствы в этом отношении. Вы должны поверить, что Я испытываю сострадание к Моему народу всегда, во всех трудных обстоятельствах, с какими он только сталкивается».

Почему же сердца учеников были столь чёрствыми, невосприимчивыми к этой истине? Они не сомневались в том, что Иисус мог исцелить целые толпы народа одним прикосновением или словом. Они не подвергали сомнению Его сострадание к ослабшим от голода толпам народа. Наоборот, они дивились и славили Его, когда Он совершал чудеса для народа. Однако позже, когда они остались одни в лодке, вдали от толп народа, они начали беспокоиться о том, как им удовлетворить свои собственные потребности. Они не были уверены в том, что Иисус совершит чудеса и для них или и для их семей.

Я пишу это послание для всех тех, кто находится на грани истощения, кто ослабел настолько, что уже нет сил для борьбы, измотанный своей нынешней ситуацией. Вы были верным слугой, питавшим других словом и делом, вы были тверды и уверенны в том, что Бог может сделать невозможное для Своего народа. И всё же у вас оставались в душе какие-то сомнения относительно Его желания вмешаться в вашу тяжёлую ситуацию.

Дух Святой, приводя нам на память эти отрывки из Писания, тем самым призывает нас помнить о хлебах, о рыбках, об их обилии. Мы призваны полагаться на сострадательность Христа по отношению к нашим собственным физическим нуждам, зная то, что Он не желает, чтобы кто-либо из нас ослабел.

Мне хотелось бы знать: сколько найдётся среди читающих это послание таких, которые говорили слова надежды и веры тем, кто находится в тяжких, кажущихся безнадёжными обстоятельствах? Кто ободрял их, говоря: «держись! Господь силен. Он есть Бог чудотворящий, и Его обетования истинны. Итак, не теряй надежды. Укрепись, потому что Он обязательно ответит, и уже скоро, на твой вопль».

«Действительно ли ты веришь в чудеса?» Вот тот вопрос, который мне задал Дух Святой. И моим ответом было: «да, конечно, Господи. Я верю в каждое чудо, о котором я читал в Писании». И всё же этот ответ не совсем удовлетворяет Бога. В действительности вопрос, с которым Господь обращается к каждому из нас, такой: «веришь ли ты, что Я могу сотворить чудо лично для тебя?» И не только одно какое-то чудо, но чудо в каждом кризисе, в каждой тяжёлой ситуации, в которой мы оказываемся в жизни. Нам нужны сегодня чудеса не ветхозаветние или новозаветние, не чудеса, которые давным-давно стали достоянием истории, а современные, личные чудеса, которые предназначены только для нас и для нашей конкретной ситуации.

Вспомните о том, что мучит вас в данный момент, о вашей самой большой нужде, самой тревожной проблеме. Вы так долго молились о её разрешении. Но действительно ли вы верите в то, что Господь может решить её и решит, но такими способами, которых вы даже не можете себе и представить? Такая вера требует от сердца прекратить суетиться или задавать вопросы. Она повелевает вам успокоиться в Отцовской заботе, веря в то, что Он всё сделает Своими способами и в Своё время.

Есть два вида чудес: мгновенные и постепенные.

Я уже упоминал о некоторых чудесах, которые совершил Иисус в Новом Завете. Точно так же и Ветхий Завет наполнен сотворёнными Богом чудесами, от разделения Красного моря до несгорающего куста, из которого к Моисею обратился Бог. Верой Илия низвел огонь с неба. И позднее, когда Господь говорил к нему в пещере, там был ветер, был гром, были невероятные видения и звуки.

Всё это были чудеса мгновенные. Люди, становившиеся свидетелями их, могли видеть их собственными глазами, ощущать их и испытывать благоговение пред ними. И это именно тот вид чудес, который мы все хотим видеть сегодня, чтобы благоговеть и удивляться. Мы хотим, чтобы Бог разверз небеса, сошёл к нам в нашей трудной ситуации и решил всё одним внезапным проявлением небесной силы и мощи.

Однако в гораздо большей степени Божия чудодейственная сила проявляется в жизни Его народа в том, что мы называем «постепенными чудесами». Это чудеса, которые трудно увидеть сразу. Они не сопровождаются громом, молниями или каким-либо видимым движением или переменой. Скорее даже наоборот, постепенные чудеса начинаются тихо, без фанфар, и разворачиваются хоть и медленно, но уверенно, шаг за шагом.

Оба вида чудес, – мгновенные и постепенные, – были явлены в обоих случаях насыщения Христом толпы народа. Исцеления, которые Он совершал, были мгновенными, видимыми, легко различимыми всеми, кто присутствовал там в тот день. Вспомнить хотя бы того калеку-хромого, который внезапно ощутил на себе видимое, физическое изменение, отчего он стал бегать и прыгать. Здесь было чудо, которое направлено было на то, чтобы удивить и потрясти всех, кто видел его.

Однако вот насыщение Христом народа было чудом постепенным. Иисус вознёс простую молитву благословения, безо всякого огня, грома или землетрясения. Он просто преломил хлеб и сушеные рыбки, ни знаком, ни словом не предупредив, что будет происходить чудо. Однако мы понимаем, что для того, чтобы накормить такую толпу людей таким способом, – преломляя хлеб и рыбки, – таких преломлений должны были быть тысячи, и преломлять они должны были до вечера, и при этом каждое такое преломление хлеба и рыбок было проявлением одного и того же чуда.

Именно так Иисус совершает многие Свои чудеса в жизни Своих людей сегодня. Мы молимся о мгновенных, видимых чудесах, тогда как зачастую наш Господь тихо трудится, готовя для нас чудо, по кусочку складывая его для нас. Возможно, мы пока неспособны увидеть это чудо или прикоснуться к нему, но Он трудится над ним, готовя наше освобождение где-то за пределами того, что мы можем видеть сейчас.

И это именно то, что Господь хотел, чтобы поняли Его ученики. Он так хотел, чтобы они знали, что Он трудится для них постоянно, пуская стрелы в их врага, заставляя замолчать духов лжи, неизменно стоя на страже и охраняя каждого из тех, кого дал Ему Отец.

Вы можете находиться в самом центре совершающегося сейчас для вас чуда и ничего не подозревать об этом.

Возможно, в данный момент вы пребываете в ожидании вашего чуда. Вы удручены, потому что вам кажется, что ничего не происходит. Вы не видите никаких проявлений Божией сверхъестественной силы для вас.

Вспомните, что сказал Давид в 17-м псалме: «В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошёл до слуха Его. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор…; поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. Наклонил Он небеса и сошёл… Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой… Пустил стрелы Свои.. множество молний, и рассыпал их» (Псалом 17:7-10, 14-15).

Вы должны понять: ни одно из этих событий не совершалось в буквальном смысле. Всё это было нечто, что Давид видел своим духовным зрением. Возлюбленные, это и есть вера. Вера – это когда вы верите, что Бог услышал ваш вопль, что Он не замедлил, что Он не игнорирует вашу мольбу, а наоборот, спокойно начал совершать чудо для вас уже сразу после того, как вы помолились, и сейчас продолжает совершает Свой сверхъестественный труд для вас. Вот это называется истинно верить в чудеса, в Его чудотворящую постепенную работу в нашей жизни.

Давид понимал ту фундаментальную истину, которая лежит под всем этим: «Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне» (17:20). Давид заявил: «я знаю, почему Господь совершает всё это для меня. Это потому, что Он благоволит ко мне».

Я искренне верю в мгновенные чудеса. Бог совершает славные, мгновенные чудеса в мире и сегодня. И всё же в этих евангельских повествованиях Иисус просит нас помнить и видеть Его постепенные чудеса и их роль, какую они играют в нашей жизни сегодня.

Я получил большое благословение от того, что мне открылось, когда я прочёл повествование Иоанна о насыщении пяти тысяч.

«Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Иоанна 6:5-6). Иисус отвёл Филиппа в сторону, положил ему руку на плечо и сказал: «брат Филипп, взгляни на эти тысячи, что собрались здесь. Все они голодны. Скажи Мне, где нам купить столько хлеба, чтобы накормить их всех? Как ты думаешь, что нам нужно сделать?»

Какое невероятное проявление любви со стороны Христа! Иисус знал с самого начала, что Он будет делать; это следует из стиха выше. Тем не мнее, Господь пытался этим научить Филиппа чему-то, и урок, который Он хотел дать ему, является уроком и для всех нас сегодня. Подумайте, сколько христиан в Теле Христовом до полуночи не спят, всё думают над тем, как им выбраться из своих проблем! Мы думаем так: «может, вот это поможет. Нет, не поможет… Может, попробовать вот это, и так выйти из положения? Нет, и это ничего не даст…»

Я представляю, как Филипп, подумав и почесав затылок, отвечает: «Господь, я говорил с Андреем, Петром, Иаковом и Иоанном, но у нас у всех нашлось только двести пенсов. Этого совершенно недостаточно для того, чтобы накормить столько людей. У нас серьёзная проблема с хлебом» (см. 6:7).

Однако у Филиппа и апостолов была проблема не только с хлебом. У них также была проблема с выпечкой хлеба, проблема с нехваткой денег, проблема с распределением хлеба, проблема с доставкой хлеба и ещё проблема с временем. Если все их сложить, то у них были такие проблемы, которые они не могли себе даже представить. Их положение было абсолютно безвыходным.

Но Иисус с самого начала точно знал, что будет делать. У Него был план. И то же верно в отношении и ваших проблем и трудностей сегодня. У вас есть проблема, но Иисус знает всю вашу ситуацию. И Он приходит к вам и спрашивает: «что нам делать с этим?»

Правильным ответом со стороны Филиппа был бы следующий: «Иисус, Ты – Бог. Для Тебя нет ничего невозможного. Поэтому я отдаю эту проблему Тебе. Она уже больше не моя, но Твоя».

Вот что нам нужно отвечать нашему Господу сегодня, когда мы находимся в середине кризиса: «Господи, Ты – чудотворец. И я подчиняю все мои страхи и сомнения Тебе. Я вверяю всю эту трудную ситуацию, всю мою жизнь Твоей заботе. Я знаю, Ты не дашь мне ослабеть. Впрочем, Ты уже знаешь, что Ты будешь делать, чтобы решить мою проблему. Я полагаюсь на Твою силу” Аминь!