Свет, пролитый на прошлое

Один китайский философ упорно ездил на своем осле, сидя задом наперед, чтобы не отвлекаться на то, что ожидало его впереди, но размышлять об оставшемся позади. В определенном смысле Библия действует подобным же образом. Послания проливают свет на прошедшие евангельские события, чтобы мы могли взглянуть на них по-новому. Послания и Евангелия сообща проливают свет на прошедшие события Ветхого Завета.

На протяжении веков фраза «что предсказывали пророки» оказывала на обращающихся к вере людей одно из самых сильных влияний. Иустин Мученик признавал, что обратился ко Христу, впечатленный точностью предсказаний Ветхого Завета. Выдающийся французский математик Блез Паскаль тоже называл исполнившиеся пророчества одним из важнейших факторов его веры. В наши дни лишь немногие христиане читают книги пророков (полуспиритические поиски указаний на грядущие события — не в счет). Мы утратили глубокое понимание единства между двумя Заветами, которое было присуще лидерам Реформации.

Возможно, желание понять нашу цивилизацию и понять Библию — это действительно важные причины для изучения Ветхого Завета, однако, наверное, самая главная причина заключается в том, что именно такую Библию читал Иисус. Он прослеживал на ее страницах все важные факты о Себе и Своей миссии. Он цитировал ее в качестве аргументов для Своих оппонентов вроде фарисеев, саддукеев и самого сатаны. Образы, которые использовал Иисус для описания Самого Себя — Агнец Божий, Пастырь, знамение Ионы, отвергнутый строителями камень, — пришли непосредственно со страниц Ветхого Завета.

Как-то в одной стране власти попытались исключить Ветхий Завет из христианского Писания. Нацисты в Германии запретили изучение этой «еврейской книги», и Ветхий Завет исчез как предмет обучения из немецких семинарий и как тема научных изысканий — из журналов. В 1940 году Дитрих Бонхёффер демонстративно издал книгу о Псалмах, за что был серьезно оштрафован. В письмах об апелляции он убедительно доказывал, что истолковывал Псалмы, как молитвенник Самого Иисуса. Бонхёффер отмечал, что Иисус часто цитировал Ветхий Завет и никогда — какую-либо другую книгу, хотя в то время еврейский канон еще не был сформирован. Кроме того, большинство книг Ветхого Завета явно или косвенно указывают на Иисуса.

Из книги «Библия, которую читал Иисус»