В поисках Дающего

На первый взгляд, Книга Иова сосредоточена на проблеме страданий, однако, если взглянуть глубже, она поднимает совсем другой вопрос: доктрину человеческой свободы. Иову пришлось пережить незаслуженные страдания, чтобы продемонстрировать, что Бог в высшей степени заинтересован в добровольно проявляемой любви.

Спор, состоявшийся между сатаной и Богом, — событие далеко не тривиальное. Обвинение сатаны, что Иов любит Бога только потому, что Тот «кругом оградил его», — это прямая атака на Божий характер. Она подразумевает, что Бог Сам по Себе любви не заслуживает, а верные люди, наподобие Иова, следуют за Богом только потому, что «подкуплены» Им. Подтвердить или опровергнуть вызов сатаны должна была реакция Иова после того, как он лишится всех опор веры.

Чтобы понять суть проблемы человеческой свободы, будет полезно представить себе мир, в котором каждый получает то, чего он действительно заслуживает. Это был бы мир справедливости и стабильности, и все бы четко понимали, чего ожидает Бог. В нем царствовала бы законность. Тем не менее, у такого стерильного мира есть одна огромная проблема: это совсем не то, что Бог хочет совершить на земле. Бог ожидает от нас любви, добровольно проявляемой любви, и мы не должны недооценивать, как важна для Него эта любовь. Добровольно проявляемая любовь настолько ценна, что Бог позволяет нашей планете быть раковой опухолью зла во вселенной — на какое-то время…

Если бы этот мир существовал по фиксированным, безупречно справедливым правилам, то в нем не было бы истинной свободы. Мы бы поступали правильно только ради собственной прямой выгоды, и каждый добрый поступок был бы запятнан эгоистическими мотивами. В отличие от этого, описанные в Библии христианские добродетели развиваются тогда, когда мы избираем Бога и Его пути вопреки искушениям или побуждениям поступить иначе.

Бог хочет, чтобы мы сами избирали любить Его, даже если этот выбор связан со страданием, потому что мы посвящены Богу, а не своим приятным ощущениям и наградам. Бог хочет, чтобы мы хранили верность, как Иов, даже тогда, когда у нас есть все причины в сердцах отречься от Него. Иов крепко держался за Божью справедливость, будучи лучшим в истории примером Божьей несправедливости. Он не искал Дающего ради даров. Лишившись всех даров, он по-прежнему искал Дающего.

Из книги «Где Бог, когда я страдаю?»

Facebook

Вконтакте

Одноклассники